Главная >> Статьи >> Женская проза

Женская проза

Печать
Автор Дмитрий Пальчик   
09:03:2009 г.

женская проза

Определение «женская проза» вызрело в литературе в конце XX века, потому что в рамки типа: проза, написанная женщиной, уже не втискивалось. Творческое самовыражение женщин-авторов раньше во многом притупляло культивируемое в обществе мнение, что хороший писатель – существо бесполое, и только женская проза, явление сугубо современное, во многом постмодернистское, по которому соскучился именно мыслящий читатель, спектрально расширившись, разрушила этот стереотип, наглядно доказав: есть мир женщины, отличный от мира мужчины.

Однако, что же такое женская проза в первом приближении?

Для начала следует понять, что женская проза кардинально разнится с оторванным от жизни дамским чтивом Д. Донцовой или сюжетно более дошлыми книгами М. Марининой в первую очередь глубиной написанного. Не похожа женская проза и на женское чтение – любовные романы – и их продвинутые вариации (исповедальный трактат о половых излияниях М. Арбатовой), что заступают на территорию женская проза, но полностью ей не принадлежит. Из одинаковых часто ингредиентов (любовь, голая правда жизни, женское стремление к бытовой обустроенности, проблемы унижений и оскорблений в семье, мужское начало как сублимация члена и гламур как дань моде), выходят все же разные блюда..           

Яркая представительница русскоязычной женской прозы – Л. Улицкая. Ее фишка - ловкие сказания о кондовых интеллигентах, изложенные живым художественным языком феминистки. Кроме осереаленного «Казуса Кукоцкого» порекомендовал бы прочесть ее недооцененный критикой роман «Искренне ваш Шурик» и текст «Девочки». Кстати, безликое «текст» (ни роман, ни повесть, ни рассказ) – одна из основообразующих дефиниций женская проза, позволяющая не только уходить от формы, но и стирать еще и жанровые границы. Публицистический крен, например, свойственен нашим, пишущим по-украински, авторам. Поэтические вкрапления в тексте – тоже наш хромой конек, как и боязнь диалогов, здесь уже срабатывает комплекс провинциальной ущербности: дескать, именно они, диалоги, словно лакмусовая бумажка, реагируют на правду. Имен не называю – дабы не затоптать ростки. Порекомендую хорошее: «Сімург» С. Поваляевой, которая, в свою очередь, мне порекомендовала прочесть именно эту свою книгу. Светлана пишет «потоком сознания». Не до конца понимаю, что это такое, но ее книги подкупают, как песни Земфиры, свежестью, непосредственностью и искренностью.       

Ну, и на последок об отличительных чертах женская проза. Если повествование шокирует то ли психологически острым финалом, то ли обаянием порока, то ли леденцовыми фантазиями, то ли уходящим в метафизические глубины бытописанием, то ли эманацией чувственности, то ли уходящей корнями в нечто первозданное подосновой чего-то очень женского, то ли откровенностью тем, не обремененными никакими табу, то ли натурализмом сцен любви, каких-то скорее даже ритуальных нежели эротичных, но при этом трогает чем-то мистическим, всепрощающим или одаривает чем-то чарующим и по-матерински нежным, спасительным – то тогда да, это оно.
 
Мужчина и женщина: знаки зодиака »